Краеведческая поездка в Великий Новгород. 9-10.10.2015

Великий НовгородНаш маршрут начался с обзорной экскурсии по городу Великий Новгород, далее нас ждала встреча с Перынским Рождества Богородицы скитом. Вот что мы о нем узнали.

Перынский скит или Перынский Рождества Богородицы мужской скит монастыря, располагавшегося в новгородском урочище Перынь и действовавшего с XIV века по 1764 год. В летописях упоминается впервые под 1386 годом, когда монастырь сожгли новгородцы. Скит основан в 995 году. Перынский Рождества Богородицы скит расположен в 6 километрах от Великого Новгорода на полуострове (до 60-х годов XX века - остров) при истоке реки Волхов из озера Ильмень, южнее Юрьева монастыря. Именно здесь находилось древнерусское языческое святилище, посвящённое славянскому богу-Громовержцу Перуну. По данным летописи в 980 году великий князь Владимир Святославич велел своему дяде Добрыне поставить в Новгороде идол Перуна, что тот и сделал: «В год 6488 (980). Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу.» Идол Перуна был поставлен Добрыней, вероятно, в том месте, которое до сих пор называется Перынью. Об этом свидетельствует Адам Олеарий, побывавший в Новгороде в 1654 году:«Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшегося Перуном, то есть богом огня, ибо русские огонь называют „перун“. И на том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный Перунским монастырем. Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огню потухнуть, то наказывался смертью»

В 1951—1952 гг. новгородская археологическая экспедиция произвела раскопки на Перыни. В результате очень тщательных раскопок удалось обнаружить остатки предположительно языческого капища. Центр мольбища находился юго-западнее существующей каменной церкви Рождества.
В 989 году, после того как Владимир обратился в христианство, Новгород был крещён святым епископом Иоакимом Корсунянином, а деревянный идол Перуна был срублен и сброшен в Волхов, кострища перекопаны, а рвы засыпаны. «В лето 6497. Крестися Володимиръ и вся земля Руская; и поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по иным градомъ епископы и попы и диаконы; и бысть радость всюду. И прииде къ Новуграду архиепископъ Аким Корсунянинъ, и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи его в Волхово; и поверзъше уже, влечаху его по калу, биюще жезлеемъ; и заповеда никому же нигде же не прияти. И идее пидьблянин рано на реку, хотя горънци вес ти в город; сице Перунъ приплы къ берви, и отрину и шистомъ: “ты, рече, Перунище, досыти пилъ и ялъ, а ныне поплови прочь”; и плы со света окошьное»

По преданию после введения христианства на месте капища в 995 году построили деревянную церковь Рождества Богородицы, которая простояла около двухсот лет; о ней практически ничего не известно. Тогда же, вероятно, был основан монастырь, хотя впервые в летописи он упомянут в 1386 году.

В 1764 году правительством Екатерины II была проведена церковно-земельная реформа. Церковные земли были переданы государству, более половины монастырей закрыто. Перынский монастырь был упразднён, его церковь обращена в приходскую, все постройки кроме церкви разобраны и перевезены в Свято-Юрьев монастырь.

Возрождение Перынского и расцвет Свято-Юрьева монастырей связаны с именем знаменитого архимандрита Фотия (Спасского) (1792-1838). В 1822 году он был назначен архимандритом Свято-Юрьева монастыря, каковым и оставался до кончины. С помощью огромных средств своей духовной дочери графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской архимандриту Фотию удалось привести обитель в цветущее состояние. По прошению архимандрита Фотия церковь Рождества Богородицы вновь была приписана к Свято-Юрьеву монастырю. Стены храма внутри и снаружи были основательно отремонтированы и расписаны заново, с западной стороны появилась обширная пристройка, сделаны новый пол и глава.
После ремонта церковь освящена в 1828 году и при ней основан скит. Первым начальником скита стал иеромонах Аникита. В конце 30-х – начале 40-х годов XIX века из красного кирпича были построены братский корпус, маленькие корпуса начальника скита и юрьевского архимандрита, два хозяйственных корпуса, ограда вокруг монастыря, звонница при церкви «на двух каменных столбах с 6 небольшими колоколами».
В августе 1919 года губернским съездом Советов было принято решение о закрытии монастырей в Новгородской губернии. Перынский скит был закрыт и разорён. Юго-западный хозяйственный корпус, звонница и ограда были разобраны на кирпич, из которого построено обширное хранилище льда рыболовецкой артели. Церковь использовалась под склад.

Во время войны 1941-1945 гг. по Волхову проходила линия фронта. Скит находился на оккупированной территории, но постоянного гарнизона не имел. После войны на острове работал филиал Новгородского рыбокомбината, который в 60-х годах сменила турбаза.
В 1991 году Перынский полуостров с храмом и постройками был передан Русской Православной Церкви. Сегодня монастырь возрождается как скит Свято-Юрьева монастыря.

Церковь Рождества Богородицы - один из самых маленьких храмов новгородской земли. Каменная постройка датируется 30-ми годами XIII века. Предположительно, её построили в 1226 году, когда в Новгороде находился отец Александра Невского и проходили публичные выборы архимандрита.

Первые обмеры и исследование Перынской церкви проведены в 1947-1948 годах Р.А.Кацнельсон (тогда были обнаружены под слоем кирпича фрагменты фресок XIII века), а в 1961 году – архитектором Л.Е.Красноречьевым, который и составил окончательный проект реставрации на первоначальную дату (XIII век). Реставрационные работы проведены в 1962-1965 годах (без реставрации интерьера).

Очень интересен крест, венчающий церковь, - так называемый «крест накупольный с полумесяцем». Он имеет типичную для домонгольского периода форму, которая происходит от «креста расцветшего», или «креста виноградной лозы». («Я есть истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь») Таким образом, полумесяц под крестом по происхождению является стилизованной виноградной лозой, не имеет никакого отношения к символике мусульманства, но имеет множество христианских толкований.

Храм Рождества Богородицы на Перыни является одним из немногих архитектурных памятников XIII века в России. Фасады церкви, не расчленённые лопатками, были лишены какого-либо декора. По своему архитектурному облику Перынская церковь как бы предвосхищала характерные черты новгородского зодчества конца XIII - первой половины XIV века.
C1992 году Решением юбилейного заседания Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО Перынский скит входит в Список Всемирного наследия.

Дальше наш путь вел в Варлаамо-Хутынский женский (ранее — мужской) монастырь Новгородской епархии Русской Православной Церкви, расположенный на правом берегу реки Волхов на северной окраине деревни Хутынь, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км (по прямой) от Кречевиц. Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). Однажды к нему прибыл князь Ярослав. Святой Варлаам, благословляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим» Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца (это было в 1190 году). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием. Храм не сохранился. В 1515 году был построен Спасо-Преображенский собор. Самой известной постройкой монастыря считают церковь Григория Армянского.

В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.

В 1553-1557 годах игуменом монастыря был крупный агиограф и самый видный распевщик новгородской школы XVI века Маркелл Безбородый.
В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.

В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. В монастырском соборе погребены также архиепископ Антоний (Знаменский), епископ Старорусский Сильвестр (Цветков) и епископ Кирилловский Арсений (Иващенко).

Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения. Титул архиепископа Хутынского носил Алексий (Симанский); в соборе в 1930—1932 годах пел и читал на клиросе будущий архимандрит Павел (Груздев).
Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.

Сейчас в монастыре проживает более 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района.

Потряс своей мощью и Юрьев мужской монастырь XII века, расположенный у истоков Волхова, близ озера Ильмень. Это южный форпост Великого Новгорода, основанный великим киевским князем Ярославом, при крещении получившим имя Георгий (в честь Георгия Победоносца). Свято-Юрьев монастырь считается первым православным монастырем Новгородской земли. Название монастыря впервые упоминается в летописи в связи с постройкой собора Св. Георгия в 1119 году. Главный храм Юрьева монастыря удивительно красив и гармоничен, как будто высечен из куска белого камня. В нем можно увидеть фрагменты фресковой живописи XII в. Существует и легендарная дата основания Юрьева монастыря — 1030 год. Тогда, после победы над чудью, князь Ярослав Мудрый в честь своего небесного покровителя Георгия (Юрия) основал город Юрьев (Тарту, Эстония) и построил храмы в Новгороде и Киеве. Для храма в Новгороде избрали место на пути к загородной резиденции, которая находилась в селе Ракомо на берегу озера Ильмень. Здесь и возник монастырь.

Самые ранние документальные сведения относятся к 1119 году, когда князь Всеволод Мстиславович заложил «церковь камену во имя Георгия, а мастер трудился Петр». Георгиевский собор вместе с церковью Благовещения, возведенной в 1103 году напротив, на Городище, образовывали подобие пропилей, через которые попадали в город. Значение Георгиевского собора подчеркивалась тем, что при нем велась княжеская летопись, а сам храм использовался как усыпальница новгородских князей. Здесь похоронены мать и брат Александра Невского, Дмитрий Шемяка и другие. Своими размерами (высота — 32 метра, длина — 26, ширина — 24) собор поражает и сейчас. В середине XII века он был расписан. В 1902 году старую живопись «поновили», а фактически переписали. Подлинные фрески сохранились на откосах окон и в верхней части лестничной башни, где еще в древности была устроена небольшая церковь. Расцвет Юрьева монастыря приходится на первую половину XIX века, когда на средства графини А.А. Орловой-Чесменской, «духовной дочери» игумена Фотия, были приведены в порядок старые здания и построены новые.

После величественных монастырей мы оказались в музее деревянного зодчества «Витославицы». Витославлицы, который расположен совсем близко от Свято-Юрьева мужского монастыря в нескольких километрах от Великого Новгорода. Село существовало здесь с начала XII или даже с XI в. Его название естественно перешло и на окружающую территорию. Около 1187 г. с разрешения новгородцев оно было передано новгородским князем Изяславом Мстиславичем своему брату. Грамота Изяслава упоминает и Пантелеймонов монастырь, построенный к этому времени. В 1207 г. деревянную церковь заменили каменной. Село стало монастырской слободой. Характер этой территории и застройки менялся не один раз. Название места на какое-то время забылось, а теперь возродилось в новом качестве.

Название музея происходит от села Витославлицы. Сюда были свезены такие уникальные памятники архитектуры, как Никольская церковь из Тухоли (XVII в.), Рождественская церковь из Передок (1531 г.) и др.

Здесь нам удалось приобрести поделки местных умельцев!

После вкуснейшего обеда мы направились в Кремль, а тем Софийский собор, Ярославово дворище. Нас встретил новгородский посадник, и уже с ним мы обследовали Ярославово дворище, древний торг, Кремль, памятник Тысячелетия России, Софийский собор – главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. На протяжении столетий он был духовным центром Новгородской республики. Такие храмы строились на Руси только в XI веке, к ним относятся Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия.

Игры, отгадывание загадок, распутывание лабиринтов – весело было с нашим посадником!

Ну, а после вечерней службы в Софийском соборе поехали на ночлег в Варлаамо–Хутынский монастырь.

Второй день мы посвятили Валдаю, и знакомство с ним мы начали с Иверского Святоозерского мужского монастыря, построенного на Руси после Смутного времени. В 1652 г. Патриарх Никон получил одобрение царя Алексея Михайловича основать монастырь на Валдайском озере. Необыкновенно красивый Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый — во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Патриарх Никон нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.

А дальше мы попали в один из самых удивительных музеев России - музей колоколов и колокольчиков, первый в России.

В музее колоколов можно увидеть рядом древнекитайские колокольчики XVI века до нашей эры и русский колокол XVI века нашей эры, корабельную рынду и итальянский кампан XII века, валдайский ямской колокольчик и буддийский ветровой колокольчик, пастушьи колокольчики из разных стран и континентов и церковные колокола... Тут мы увидели первый русский колокол псковских мастеров XVI века, немецкие средневековые колокола, шведские трофейные колокола, железнодорожные колокола, подарочные колокольчики, сельскохозяйственные и дверные колокольчики-звонки. Узнали как их льют в России и других странах, о приемах звонарного мастерства. Каждому из нас дали собственноручно позвонить в колокол на одной из звонниц. Хотя большинство из нас не очень любит музеи, нашим вниманием овладела очень артистичная с тонким юмором экскурсовод – рассказчица, просто восторг!

А перед отправлением в Москву нас ожидал еще один сюрприз – игра “Новгородская междоусобица”!Две дружины: “словеничей” и “кривичей” судили “мери”… Поединки дружинников хотя и начинались с мечами в руках, были интеллектуальными: вопрос –ответ. Пришлось попотеть в пререносном и прямом смысле – в качестве штрафа надо было всего за тридцать секунд обежать памятник и вернуться к “полю боя”…
Увозили с собой чудесное настроение и впечатления, радость от общения с замечательными людьми…

Особая благодарность за организацию нашего путешествия паломническому центру храма Любятово (Псков), за заботу и доброжелательное отношение к нам. Всем, кто хочет интересно и полезно съездить по историческим местам и святыням очень советуем обращаться в Храм святителя Николая в Любятове: http://www.pskovlub.ru/!

Фото поездки (А. Кривошеенко):
https:// goo.gl/photos/MuW3RfDc7Zmho39Q6





Возврат к списку