На том стоим! Самохин Ю. С.

НА ТОМ СТОИМ! 

 
 Когда затеивается какое-либо дело, легко выдвигать позитивные задачи, прогнозировать положительные результаты, ожидать благосклонного внимания руководства. Но когда это дело прошло ряд этапов, получило развитие, испытало спады и подъемы, начинаешь понимать, что дорогу необходимо не только пройти самому, но и проложить её новым поколениям.
*  *  *
В середине 2000-х в педагогической среде Москвы начал складываться круг педагогов, которые ставили перед собой задачу соединить учебно-воспитательную работу со школьниками и православную традицию вероисповедания, в тех формах, которые позволяют детям и молодежи свободно выбирать профессиональную область деятельности, опираясь при этом в своих духовных поисках на христианские ценности православной России.
Силами руководителей Детского православного движения «Вестники», а также группой экспертов Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского и Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» началась работа по организации и проведению Всероссийского конкурса юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению (Конкурс).
Концепция Конкурса складывалась из нескольких составляющих:
- Конкурс рассматривался не как соревнование юных краеведов, а как форум единомышленников, в котором элемент состязательности должен был стать залогом стремления к совершенству;
- Конкурс призван был помочь становлению сообщества педагогов и родителей, учащихся и воспитанников – всех тех, кто, в той или иной степени погружения, занимается или интересуется историко-церковным краеведением;
- Конкурс предполагалось проводить в такой форме, которая обеспечила бы взаимообогащение различных направлений краеведческой исследовательской работы с детьми и юношеством по историко-церковной тематике;
- Конкурс понимался не только как встреча у стенда защиты исследования или проекта, но как смотр достижений и анализ результатов в исследовательской и поисковой работе юных краеведов и педагогов в течение учебного года или даже нескольких лет;
- Конкурс должен был быть не только смотром достижений, но также и формой обучения юных краеведов и педагогов новым исследовательским навыкам по различным исследовательским направлениям исторического краеведения через актуализацию в образовании основ православной культуры, с опорой на христианские ценности православного вероисповедания;
- Конкурс замысливался своего рода методическим советом православного сообщества педагогов-краеведов, где предполагался обмен опытом, сопоставление и корректировка краеведческих программ внешкольной работы с детьми, координация деятельности образовательных коллективов.
У истоков проведения Конкурса стояли специалисты высокого уровня, имеющие большой педагогический и экспертный стаж, работу в вузах и научных учреждениях. Это позволило наметить главные направления работы, которые естественно сложились в три секции:
1.  «Нравственный идеал и православные традиции России» [1]. (Руководитель – кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры России Иноземцева Зинаида Петровна)
2. «Святыни в русской православной культуре».[2] (Руководитель – кандидат исторических наук, доцент Мелехова Галина Николаевна)
3. «Проектные работы по историко-церковному краеведению». (Руководитель – заслуженный учитель Российской Федерации Свешникова Надежда Владиславовна)
Общее руководство Конкурсом осуществляли руководители Детского православного движения «Вестники»: кандидат технических наук, доцент Фарида Нутфулловна Савельева,  учитель истории СОШ № 87 города  Москвы Юлия Анатольевна Харитонова, руководители туристско-краеведческого направления Движения «Вестники»  Натальей Петровной Сергиевской и Еленой Игоревной Мещеряковой. В работе инициативной группы Конкурса принимали активное участие: кандидат биологических наук Иван Алексеевич Смирнов и кандидат педагогических наук, доцент Юрий Семёнович Самохин.
Ряд лет активную помощь Конкурсу оказывала директор Школы-интерната им. Преподобного Сергия д. Топорково Сергиево-Посадского района Московской области Елена Валентиновна Кораблёва.
Заслуживают добрых слов также группа воспитанников и учеников руководителей и экспертов Конкурса, которые приняли активное участие в организации и экспертизе конкурсных работ: Нуйкина Елена Юрьевна, Канурская Ирина Николаевна, Баконина Светлана Николаевна, Перова Екатерина Юрьевна, Денисовы Виктория и Вероника.
Организация Конкурса – это всегда довольно кропотливая работа, но если конкурс концептуально отличается от проводимых ранее аналогичных мероприятий – работа над его организацией приобретает иной масштаб. Необходимо было решить множество вопросов, только краткое перечисление которых, для специалиста, говорит само за себя: положение, экспертиза работ, рассылка, заочный и очный этапы конкурса, размещение и питание участников, программа работы с конкурсантами и педагогами, подведение итогов, аналитика, сборники лучших исследований и проектов, работа в СМИ.
Прошло уже 7 лет с первого Конкурса и, если анализировать ретроспективно, история проведения его имеет несколько этапов. Первый этап напоминает прорыв, наполненный идеями и надеждами, второй этап - своего рода «дожимание», т.е. доведение первоначальной идеи до структурной законченности, когда все составляющие Конкурса работают как отлаженный механизм. Существует и третий этап – некоторого спада, когда энтузиазм перерастает для организаторов и педагогов – руководителей исследований юных краеведов в необходимость служения.  
Все это имеет то свойство, которое напоминает учебный год в школе или в Доме детско-юношеского творчества. Юные исследователи открывают первый параграф учебника и вместе с изучением истории своей страны, осваивают азы Православия, читают Евангелие, всматриваются, когда есть возможность, в жизнь приходского храма, знакомятся с его служителями и прихожанами, с годовым кругом богослужений и праздников. Тем самым, идёт продвижение от азов кахетизации к подлинному воцерковлению, от сбора первых краеведческих сведений до глубинного изучения истории России.
Но педагоги и организаторы Конкурса листают не учебник, они пролистывают собственную жизнь. Вместе со страной, с Российским образованием, вместе с иерархами Русской православной церкви, взявшими на себя труд поддержки Конкурса молитвой и трудами, год за годом выстраивают модель соединения духовной традиции православного вероисповедания с педагогически организованными исследованиями детей и юношества в области историко-церковной тематики.
Надо сказать, что последние два-три года Конкурс столкнулся с необходимостью отстаивать не только христианские ценности в образовании, но и традиции фундаментального образования. Заявления представителей образовательных структур об оптимизации общего и дополнительного образования превратились в поиск форм выколачивания из родителей денег за оказание образовательных услуг, экономическая самостоятельность оборачивается хищениями, вариативность вылилась в массовое сворачивание фундаментальных дисциплин, на смену которым приходят интегрированные курсы,  поверхностно отражающие отрывочные сведения из различных областей гуманитарных и естественных наук. Эти тенденции, вслед общему образованию, становятся  практикой и в высшей школе, а в некоторых случаях, как отмечают эксперты Конкурса, и в исторической науке.  Обучение заменяется играми, знания заменяются мнениями, умения и навыки – компетенциями, а квалификация – амбициями.
В этой ситуации внимание экспертов и организаторов Конкурса на­правленно на обеспечение научной грамотности в работах юных историков-краеведов, умения правильно использовать исследовательский аппарат и работать с источниками, корректно интерпретировать исторические факты. На это направлена традиционная для Конкурса, это нужно подчеркнуть, интенсивная работа с педагогами, которая включает с одной стороны методику научно-исследовательской работы, а с другой стороны – педагогику школьного краеведения.
Проведения конкурса в течение всех семи лет осуществлялось по благословению и поддержке предстоятелей православной церкви.  В разные годы Конкурс поддерживали: Архиепископ Егорьевский Марк (С. А. Головков); Владыка Меркурий, епископ Ростовский и Новочеркасский; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; настоятель Храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищево протоиерей Сергий (С.А. Правдолюбов); настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в Новой Басманной слободе игумен Семеон (В.В. Шевцов);  Любимов Григорий Александрович — доктор физико-математических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ.
Подводя итоги, как и семь лет назад, отметим: понятие «церковное краеведение» обладает невероятной собирательной силой, несет в себе время и пространство, историю и географию России, радости и скорби, падения и взлеты в судьбах русского народа. Размышляя над каждым словом этого термина, невольно оказываешься перед необходимостью сузить, ограничить их, чтобы не расплескать исследовательский потенциал усилий школьников и духовно-нравственный, исполненный трудом и подвигом, потенциал православной России.  Церковное краеведение, по сути, это пространство, на котором не тесно православному христианину и человеку, чьи интересы лежат в плоскости культурных феноменов, здесь легко найти приложение естественным и социальным наукам, здесь смыкаются интересы педагогов и родителей, людей преклонного возраста и юношества. Церковное краеведение закладывает во взаимоотношениях наставника и воспитанника, научного руководителя и юного автора настоящую сущностную связь поколений, в логике преемственности лучших традиций русского народа, тем самым позволяя юным исследователям продолжить шаг за шагом восхождение к истокам.
 

Самохин Юрий Семенович,

кандидат педагогических наук,

доцент МГГУ им. М.А. Шолохова,

учитель географии Химического лицея № 1301г. Москвы.

 



[1] Ряд лет секция работала под названием «Новомученики и подвижники благочестия в истории России»

[2] Ряд лет секция работала под названием «Храмы и монастыри в истории и культуре России»






Возврат к списку