Итоги Х Всеросийского конкурса по историко-церковному краеведению 11-13.05.2017

Konkurs_2017_afisha5.jpg

    Тема Конкурса этого года "Уроки 1917 г. и ХХ столетия"

    Очный тур юбилейного Х Всероссийского конкурса по историко-церковному краеведению прошел в Центральном доме культуры Железнодорожника (ЦДКЖ). В 2017 году организаторы и участники пытались переосмыслить трагические события 100-летней давности, тем более, что тематика Конкурса предполагает анализ и обобщение исторических процессов ХХ столетия. Эта тема была объявлена еще в октябре 2016 года – «Уроки 1917 года и ХХ столетия».

     В марте 2017 года в заочном туре Конкурса приняли участие школьники из Московской, Тульской, Калужской, Воронежской, Кировской, Липецкой, Волгоградской, Новгородской, Саратовской областей, Новосибирска, Республики Мордовия и Марий Эл. Каждая работа на нашем Конкурсе получает рецензию, благодаря которой юные авторы имеют возможность познакомиться с мнением квалифицированного специалиста о своей работе, получить рекомендации для совершенствования своего исследования или проекта. На очный тур были приглашены авторы тридцати работ со своими руководителями. Конкурс открылся молебном и благословением игумена Симеона (Шевцова), настоятеля храма Свв. апп. Петра и Павла в Новой Басманной слободе.

     Традиционно защита исследовательских и проектных работ проходила одновременно в трех секциях – «Человек в истории России», «Святыни в русской православной культуре», «Проектно-исследовательские работы». Вот лишь некоторые наиболее интересные темы работ, красноречиво говорящие о духовном поиске юных авторов.

     Неутомимый сеятель просвещения (к 170-летию Вишневецкого Н. П. (1847 – 1929 гг.), педагога и просветителя марийского народа.
     Духовный подвиг игуменьи Афанасии (Александры Васильевны Лепёшкиной) 1875-1931 гг.
     Духовная жизнь слободы Калач после революций 1917 года.
     Некрополь Оксочского погоста как культурно-историческое наследие Маловишерского края.
     Восстановление прихода церкви свв. Петра и Павла в с. Стрелка. Подростки и церковь.
     Влияние политики государства на отношение населения к православию.
     Пугачевский Домзак в 1920-30-е гг.: история противостояния.
     Русская Палестина. Приложение к путеводителю.
     Маршрутами Святынь Репьевского края.

    Группа экспертов оценивала каждую работу около оформленного авторами стенда, выслушав небольшой доклад, после которого начиналось живое общение комиссии ученых со школьниками. Эффективность и польза такой формы защиты очевидна не только организаторам, но и самим участникам. Студентка 3 курса педиатрического факультета РНИМУ им. Пирогова Елизавета Сильченко, жительница г. Малоярославца Калужской области многократно участвовавшая в Конкурсе так описывает защиту и оценивает полученный опыт: «Жюри каждой секции давало возможность участнику высказаться, затем задавали вопросы. Была видна заинтересованность в каждом исследовании, ни один факт не оставляли без внимания, спорили, хвалили, но не ругали, а лишь объясняли, как надо сделать. После общения с членами комиссии никогда не оставалось неприятного чувства, что тебя не поняли, не оценили. Защищая свои исследования, я училась грамотно формулировать мысли, аргументировать свою точку зрения, не бояться высказывать своё мнение». Похожее впечатление получила ученица 8 класса из Щекинского района Тульской области Зайцева Юлия, которая участвовала в Конкурсе впервые: «Руководители каждой секции старались одновременно и помочь, направить мысли конкурсантов в нужное русло, и оценить участников. Хорошее владение изложенным материалом, грамотные ответы на вопросы, четко поставленные цели и подробная иллюстрация исследования на стенде – вот несомненный залог успеха. Мы получили огромный опыт в создании исследовательской работы, слушая проекты других ребят, что является одной из задач этого конкурса».

     Тема Конкурса определила дальнейшее направление, по которому была выстроена программа очного тура. Все участники посетили «Бутовский полигон» и Храм Новомучеников и исповедников российских, крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв террора середины ХХ столетия, которое Патриарх Алексий II назвал «Русской Голгофой». Игорь Владимирович Гаркавый, директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово», тепло встретил юных исследователей, подробно и наглядно представил историю этого трагического и одновременно пасхального места. Около 1000 человек были осуждены и расстреляны здесь за исповедание православной веры, и более 300 из них прославлены Русской Православной Церковью в лике святых. Результатом встречи стало и предложение поучаствовать в новом проекте Центра «Русская церковь в советское время: воспоминания и свидетельства», ведь большинство исследовательских работ наших участников во многом основано на подобных воспоминаниях очевидцев о церковной жизни в советское время.

     Тема Конкурса развивалась и на второй день работы. Руководители детских работ получили возможность пообщаться с экспертами на методическом семинаре. Погрузиться в тему Конкурса им помогла встреча с профессором МГУ им. М. В. Ломоносова Перевезенцевым С. В. и его лекция «Духовный кризис российского общества в начале ХХ века». Юные участники в это время занимались групповым исследованием в московских музеях – «Дом на набережной», «Музей истории ГУЛага», «Дом русского зарубежья». Предварительные задания, помогли участникам по возвращении поделиться информацией и своими впечатлениями (См. Приложение 1).

     Погружение в тему Конкурса, длившееся на протяжении двух дней завершилось командным представлением возможных тем будущих исследовательских и проектных работ. Попутно ребята уясняли, в чем принципиальное отличие исследования от проекта, как правильно сформулировать цели и задачи исследования и проектной работы, подразумевающей более серьезную практическую деятельность. Наиболее удачные из предложенных тем – «След, оставленный сталинскими репрессиями», «Россия, которую мы потеряли. Русская эмиграция после 1917 г.», «Кодекс чести кадетов от дореволюционных времен до наших дней» и т. д.

     Для учителей их работа по организации детских исследований и проектов продолжалась и здесь на очном туре Конкурса. На этот раз они попробовали свои силы в качестве рецензентов, оценивая одну из работ I тура. Их усилия по подготовки своих учеников, участие в программе очного тура Конкурса и учебное рецензирование были достойно оценены вручением Удостоверений о повышении квалификации.

     Х юбилейный Конкурс 2017 года предполагает некоторое подведение итогов. Среди участников нашей конференции есть ветераны, с которыми нас связывает многолетняя дружба. Именно им было предоставлено слово на заключительной встрече педагогов-участников Конкурса. Это уже многоопытные руководители, которые поделились опытом подготовки детей к проведению исследовательских работ и организации практической проектной деятельности. Они отметили, что в течение многих лет в непростых условиях им удается организовывать и привозить детей лишь потому, что работа на Конкурсе открывает новые перспективы, дает творческий импульс для деятельности и детей, и педагогов.

     В связи с юбилеем мы обратились к юным авторам, которые в разные годы неоднократно принимали участие в Конкурсе и стали нашими добрыми друзьями. Искренние слова благодарности являются лучшей наградой организаторам за их труд. Приводим лишь самые яркие слова из отзывов наших выпускников:

«Время, проведенное на конкурсе, оставило в моей душе неизгладимый след. Возможность представить свою работу стала для меня бесценным опытом, но самые яркие впечатления - от крестного хода, от общения с интересными людьми, погружения в мир науки». (Диана Янкина, 10 класс, г. Пугачев).

«Благодаря этому Конкурсу, я смогла определиться с выбором профессии - я стала Учителем истории! ...Нас действительно там ждали и так тепло приняли, как будто с организаторами мы знакомы давно. Удивляюсь, как за несколько дней вам удалось объединить всех участников в единое целое, подружить и задать правильный настрой на работу! Побывав на конкурсе, я получила колоссальный опыт работы с аудиторией, а самое главное я испытала эмоции, которые запомню на всю жизнь!» (Надежда Шабаева, 27 лет. Учитель истории, г. Пугачев).

«Мы участвовали и в других конкурсах, но только здесь у нас сложилось четкое понятие, что мы делаем и для чего мы это делаем. Мы познакомились с другими участниками, с которыми общаемся до сих пор. Мне конкурс дал личностный рост, огромный опыт работы в команде, научил говорить так, чтобы тебя поняли, умение слышать других. (Мария Четверикова.   10 класс, г. Руза).

«Это были очень насыщенные три дня... Впечатление такое сильное, как будто это было вчера. Первый опыт участия в стендовой защите. Познакомились с новыми друзьями, стали выше. Свою тему не оставили, продолжаем исследование». (Полина Федотова, 10 класс, г. Руза).

«Одним из самых ярких воспоминаний о моей школьной жизни является участие во Всероссийском конкурсе по историко-церковному краеведению. ...Вместо скучных презентаций участники готовили познавательные и запоминающиеся стендовые доклады, где кратко и наглядно отражалась суть их исследований. Была видна заинтересованность экспертов в каждом исследовании, ни один факт не оставляли без внимания, спорили, хвалили, но не ругали, а лишь объясняли, как надо сделать. После общения с членами комиссии никогда не оставалось неприятного чувства, что тебя не поняли, не оценили. Защищая свои исследования, я училась формулировать грамотно мысли, аргументировать свою точку зрения, не бояться высказывать своё мнение. ...Не смотря на то, что после окончания школы моя деятельность не связана с историей и краеведением, навыки и умения, выработанные мной благодаря «Вестникам» помогают мне и сейчас. Я стала смелее, не теряюсь при публичных выступлениях. Я поверила в себя.

Участники конкурса приезжают со всей России, на конференции организаторами создаются условия, благодаря которым мы быстро друг с другом знакомимся. Между нами не было никакого соперничества, мы помогали друг другу, обменивались опытом. С удовольствием вместе участвовали в увлекательных мероприятиях, а было их очень много. Это Крестный ход, когда мы шли пешком несколько километров в гимнастерках к месту гибели воинов, защищавших Москву. Дружно опрашивали паломников Троице-Сергиевой лавры, исследовали улицы Москвы, клеили карту, отражавшую географию конференции. После окончания официальных мероприятий были сборы по вечерам с историями, смехом. Как же не хотелось разъезжаться, расставались со слезами, объятиями. Такого ощущения тепла, невероятного единства я больше нигде не испытывала, очень скучаю по этой атмосфере. (Елизавета Сильченко, 20 лет, студентка 3 курса педиатрического факультета РНИМУ им. Пирогова, г. Малоярославец).

«Конкурс юношеских исследовательских работ по историко-церковному краеведению в моей жизни оставил большой след. Работая над исследованием, мы печатали дни и ночи, и этот опыт был очень полезен для меня, даже сегодня я помню в подробностях все детали нашей работы. Этот конкурс дал мне очень много полезных уроков, в институте мне было проще, чем остальным. На таких предметах как культурология или история, я справлялся с заданиями на отлично, потому что мне это было уже знакомо и интересно, так же как при работе над исследованием. На конкурсе я приобрел друзей, с которыми общаюсь, делюсь своими идеями до сих пор. Я помню все – помню атмосферу, которая окружала нас во время защиты, помню своего рецензента Мелехову Галину Николаевну и руководителя Харитонову Юлию Анатольевну. В тот момент в пиджаках у стенда было боязно, но все равно чувствовалась ответственность. Сейчас об этом вспоминаешь с улыбкой. Благодаря этому конкурсу, у меня есть знания о своих предках, о людях, которые верили в Бога, тайно молясь в часовнях, скрываясь от репрессий. (Антон Гришин, 27 лет, окончил Костромскую сельскохозяйственную академию, с. Нежитино Костромской области).

«Для меня этот конкурс – это, в первую очередь, невероятный опыт, который получает каждый его участник. Опыт не только защиты проектных и исследовательских работ, но также и общения с людьми, с экспертами, опыт работы в команде. Также конкурс развивает в нас целеустремленность, трудолюбие, находчивость, умение слушать и говорить, он помогает нам чувствовать себя увереннее. Этот конкурс воспитывает людей, учит тому, чему не научат ни в одной школе, тому, что поистине навсегда останется в сердцах каждого, кто хоть раз побывал на нем. (Александр Абдуллаев, студент Географического факультета МГУ, г. Москва).

«Дорогие участники! ...Этот конкурс даст вам гораздо больше, чем любая школа или институт. Я до сих пор помню, как мы с ребятами бегали по Краснопресненскому району, чтобы выполнить различные задания; как мы метались по метро в поисках нужных мозаик на Комсомольской и Маяковской или фигуры матроса на площади Революции. Ну, и, конечно, запомнится огромное количество работ из самых разных уголков нашей Родины. Именно переходя от стенда к стенду, вы поймете, как много еще предстоит открыть, как загадочен и интересен мир вокруг вас. Ведь любой дом, храм, улица или икона, которая стоит у вас дома, могут рассказать столько, что может родиться целое исследование. Кто-то из вас, участвуя в конкурсе, научится брать интервью, кто-то работать с фотоаппаратом или видеокамерой, кто-то лучше узнает свой край или город. Все это рано или поздно пригодится вам в жизни.

Сейчас я прохожу военную службу по призыву в республике Карелия. Благодаря тем навыкам, которые я обрел, участвуя и готовясь к конкурсу, мне гораздо легче служится, чем остальным ребятам. Я никогда не мог подумать, что в армии может пригодиться мое участие в конкурсе. А когда я пришел поступать в наш Воронежский педагогический университет и показал им грамоты об участии в конкурсах, то приемная комиссия посоветовала мне вначале попробовать поступить в Москву. Это не хвастовство, а живой пример того, как участие в конкурсе пригодится Вам в жизни.    Хочу пожелать вам удачи и побед. Помните, что сам факт того, что вы приехали в Москву, говорит о том, что вы уже победители. Вы должны бороться не за грамоту лауреата, а за то, чтобы как можно больше людей узнали ту информацию, которую вы сюда привезли». (Валентин Дражба, военнослужащий, г. Петрозаводск).

«После этой поездки я получила огромный эмоциональный и духовный заряд, стала искренне верить, что молодое поколение России свято помнит историю своей Родины и сделает все возможное, чтобы не допустить повторных ужасных уроков, которые когда-то преподала нам история.

Руководители каждой секции старались одновременно и помочь, направить мысли конкурсантов в нужное русло, и оценить участников. Мы получили огромный опыт в создании исследовательской работы, слушая проекты других ребят, что является одной из задач этого конкурса. ...В заключение работы мы защищали проекты, отвечали на вопросы строго жюри, нас аккуратно и четко критиковали, но ведь любая критика – это бесценный опыт, и поэтому мы совершенствовали себя. За эти три дня сумела сдружиться и привыкнуть к ребятам из команд. Я очень благодарна организаторам за идею создания такого конкурса. Теперь у меня есть друзья со всех сторон нашей необъятной страны – от Урала до Воронежа, от Волгограда до Свердловска. Казавшиеся еще совсем недавно такими строгими члены жюри подходили к нам, беседовали и давали такие нужные напутствия и советы. Очень не хотелось уезжать и расставаться со всеми, что еще сильнее побуждает меня на участие в следующем году». (Юлия Зайцева, 8 класс, р. п. Первомайский Тульской области).

     Подведение итогов всегда самый волнительный момент как для участников, так и для экспертов. Вручая Дипломы и Похвальные листы, руководители секций нашли слова для каждого юного исследователя независимо от его успехов. Благодаря Центру финансовых расследований при Финансовом университете при Правительстве РФ в этом году лауреаты Конкурса получили замечательные призы, которые помогут им продолжить исследовательскую работу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЗАДАНИЕ
Музей Дом на набережной

- это не только музей истории всех жителей дома 1930-50-х гг., но и истории страны. Судьба многих жителей дома была трагична, они были репрессированы в страшные годы террора.
План выступления на 5-7 мин.

1.     Музей – это живой организм. Постараться понять «характер» музея, его особые черты?
2.     Музей передает не только информацию, но и свою атмосферу. Через что она передается в вашем музее?
3.      Перечислите основные темы, раскрываемые в каждом разделе экспозиции?
4.      Что включает в себя собрание Музея Дом на набережной? Какие экспонаты?
5.       Какие интересные идеи представления информации вы встретили?
6.       Особый экспонат, который произвел сильное впечатление?
7.       Какое исследование, на ваш взгляд, должны были провести и проводят научные сотрудники музея, какими источниками они пользуются, где их находят?
8.       Проиллюстрируйте свое выступление 5-6 фотографиями.

ЛАУРЕАТЫ Х ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

СЕКЦИЯ 1
Диплом лауреата I степени
Гасанов Сергей, 17 лет
Жизнь и судьба протоиерея Владимира Рыбакова (1869-1934 гг.)
Руководитель – Зякина Любовь Александровна
Саратовской область, г. Пугачев
Диплом лауреата II степени
Ефремова Екатерина, 16 лет
Последний священник села Мелечкино Родниковского района Ивановской области Петр Сергеевич Рождественский (1883–1932)
Руководитель – Зимина Марина Викторовна, Серова Ольга Николаевна
Ивановская область, Родниковский район, с. Сосновец
Макарова Василиса, 16 лет
Роль Русской Православной Церкви в годы ВОВ. Загадка Антиминса (Из опыта военно-поисковых исследований)
Блинков Александр Викторович
Г. Москва
Диплом лауреата III степени
Щетинина Дарья, 15 лет
Жизненный путь священника Митрофана Константиновича Романовского (1882-1937), последнего настоятеля церкви Косьмы и Дамиана в с. Теплое Липецкого края
Руководитель – Щетинина Елена Алексеевна
Липецкая область, г. Лебедянь
СЕКЦИЯ 2
Диплом лауреата I степени
Янкина Диана, 17 лет
Пугачевский Домзак в 1920-30-е гг.: история противостояния    
Руководитель – Морозова Юлия Борисовна
Саратовской область, г. Пугачев
Диплом лауреата II степени
Зацепилова Марина,17 лет; Игнатов Илья, 15 лет
Духовная жизнь слободы Калач после революций 1917 года      
Руководитель – Игнатова Ирина Зеноновна
Воронежская область, Калачеевский р-н, с. Пришиб
Диплом лауреата III степени
Наумов Артём, 14 лет
Лебедянский кремль. История Свято-Димитриевского Троекуровского Иларионовского женского монастыря в XX –XXI вв.
Руководитель – Наумова Ирина Николаевна, Огнева Надежда Михайловна
Липецкая область, Лебедянский р-н, с. Большое Попово
СЕКЦИЯ 3
Диплом лауреата I степени
Четверикова Мария, Осипова Регина, Ханоян Мариам, Федотова Полина
Русская Палестина. Приложение к путеводителю
Руководитель – Ветлянских Марина Васильевна
Московская Область, г. Руза
Диплом лауреата II степени
Калинина Полина, 14 лет
Миссионерский проект "Бесценный дар души"
Руководитель – Александрова Татьяна Юрьевна, Калинина Маргарита Федоровна
г. Волгоград, пос. Горная Поляна
Ржавцева Анна, 17 лет
Урюпинская Покровительница. Из истории чудотворной иконы Урюпинской Божией Матери Покровского кафедрального собора Козлова Нонна Станиславовна
Волгоградская область, г. Урюпинск
Диплом лауреата III степени
Наумова Людмила,   Гаврелюк Екатерина, 14 лет
Духовный подвиг игуменьи Афанасии (Александры Васильевны Лепёшкиной) 1875-1931 гг.
Руководитель – Григорян Юлия Икаровна
Московская область, Наро-Фоминский район, пос. Селятино

Напоминаем всем участникам о просьбе директора
Мемориального научно-просветительского центра "Бутово"
поучаствовать в проекте
"Русская церковь в советское время: воспоминания и свидетельства"

http://www.martyr.ru/index.php?id=156&Itemid=20&option=com_content&view=article

  

 
Фотоальбом - Конкурс 2017⇒







Возврат к списку