2018 ЛИЧНЫЙ ДНЕВНИК ШКОЛЬНИЦЫ ГЛАФИРЫ ОБЕДИЕНТОВОЙ ЗА 1924 ГОД КАК ИСТОЧНИК, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЙ О НОВОЙ ЭПОХЕ

ЛИЧНЫЙ ДНЕВНИК ШКОЛЬНИЦЫ ГЛАФИРЫ ОБЕДИЕНТОВОЙ ЗА 1924 ГОД КАК ИСТОЧНИК, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЙ О НОВОЙ ЭПОХЕ

Мария Тарасова, 8 класс. Наталья Перова, 7 класс

МКОУ «Сосновская СОШ имени М. Я. Бредова» Ивановской области

Руководители – М. В. Зимина, О. Н. Серова

 

...Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что снован был на камне.

Евангелие от Матфея (7:24-25)

ВВЕДЕНИЕ

Что такое личный дневник? О чем он может рассказать? Кто и зачем его ведет? Эти вопросы возникали один за другим, когда в наших руках оказалась сканированная копия дневника 13-летней девочки за 1924 г. 56 страниц, исписанных фиолетовыми чернилами разборчивым почерком, не просто отобразили переживания, радости и тревоги нашей землячки Глафиры Обедиентовой, но и рассказали о сложном периоде жизни людей на нашей малой родине в первые годы после Октябрьской революции. Оригинал уникального документа хранит дочь Глафиры Витальевны Т. Л. Смоктунович, живущая в Москве, а его копию она передала в нашу школу в январе 2018 г.

Чудом сохранившиеся в прекрасном состоянии записи почти столетней давности стали для нас, людей XXI в., настоящим открытием, откровением, ниточкой, соединившей прошлое и настоящее. Мы читали и знакомились с историей страны и родного села не по учебнику истории, а по дневнику юного человека с чистой и светлой душой.

Имя Глафиры Витальевны Обедиен­товой было нам уже известно. Ученица 11 класса нашей школы Е. Ефремова в 2015 г. провела большую исследовательскую работу и смогла восстановить жизненный путь нашей замечательной землячки, которая стала большим ученым и посвятила свою жизнь изучению и сохранению природных богатств великой русской реки Волги[1]. Мы уже знали, что Глафире Витальевне пришлось пережить очень много сложных, драматических событий.

Найденный дневник, созданный нашей героиней в 13-летнем возрасте, дает уникальные сведения о важнейшем этапе ее жизни – периоде взросления, становления личности, духовного роста, позволяет исследовать истоки жизненной стойкости и цельности характера.

Дневник Глафиры Обедиентовой за 1924 год дает ответ на вопрос о том, что же помогло ей выстоять и победить в невероятно сложных жизненных обстоятельствах.

Цель работы: сохранение памяти о нашем земляке – выдающемся ученом и общественном деятеле Глафире Витальевне Обедиентовой.

Задачи:

1.       Изучить литературу о постановке школьного образования в Советской России в 20-е гг. ХХ в.;

2.       Проанализировать дневниковые записи Глафиры Обедиентовой за 1924 год с целью выявления личностных характеристик автора дневника, сведений о системе школьного образования, исторически значимых фактов и событий эпохи;

3.       Сравнить нравственные ориентиры и образ жизни подростков 20-х гг. ХХ в. и современных школьников.

Базой исследования стали дневниковые записи Г. В. Обедиентовой за 1924 г., воспоминания ее дочери Т. Л. Смоктунович, результаты анкетирования учащихся 6–8-х классов МКОУ Сосновской СОШ им. М. Я. Бредова, Интернет-ресурсы.




[1] Заступница Волги. Дело всей жизни Глафиры Витальевны Обедиентовой (1911 – 1991) // Сборник материалов IХ Всероссийского конкурса юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению. М., 2017. С. 55.







Возврат к списку