«Детские зависимости». Круглый стол специалистов

На злобу дня

Ф.С.: Открывая наш круглый стол, предлагаю вкратце прокомментировать проблему «детских зависимостей».

А.Ш.: На эту проблему мы обратили внимание еще в середине 90х годов, когда появились жалобы родителей на страстное увлечение детей игровыми телевизионными приставками. Известно, что если какая-либо деятельность неоправданно расширяет свои «полномочия» в жизни человека, то это зависимость. Особенно, если она начинает доминировать в ущерб социальным связям и естественным потребностям. Сегодня зачастую так и происходит. Например, проблема игромании по масштабу распространения приняла тотальный характер и уже признана специалистами как одна из форм болезненных состояний! В повседневной практике мы отмечаем, что среди приводимых к нам на консультации по разным поводам детей в среднем двое из трех проявляют признаки зависимого поведения.

Бедствие прежних лет – химические зависимости – в последние годы были потеснены пристрастиями нехимического генеза. Вслед за эпидемиями подросткового “пивного алкоголизма”, токсикомании и наркомании в последние годы проявились относительно новые формы аддиктивного (т.е. зависимого) поведения: телевизионная, СМС- и Интернет-зависимости, зависимость от социальных сетей, кибермания и лудомания (патологическое влечение к компьютерным и азартным играм), “шопинг”-зависимость (страсть к бессмысленным и ненужным покупкам). Хочется предупредить родителей относительно этих коварных угроз.

Н.Х.: Если мы обратим внимание на современные детские телепрограммы, то увидим, что они шокируют нереальной, неземной яркостью красок, тогда как в естественной природе цвета и формы преимущественно спокойные и гармоничные. В мультфильмах, как и в анимационных играх, все мелькает, подпрыгивает – ярко, зрелищно! Ребенок вынужден непрерывно испытывать сильные эмоции, которые остаются за рамками осмысленного переживания. Происходит своеобразная алкоголизация эмоциональным адреналином. Безудержный, беспорядочный просмотр мультиков – это пассивное развлечение. Злоупотребление телевизором или компьютером провоцирует у детей интеллектуальную, волевую, социальную недостаточность и застой в развитии, которые в перспективе чреваты деградацией личности.

Е.К.: Жажда детей к телевизионной продукции вытесняет такой благодатный для воспитания ребенка материал как сказки. К сожалению, дети в ответ на вопрос «какая у тебя любимая сказка?» часто начинают перечислять телепередачи или сериалы. Но в них, как и во многих современных мультфильмах, понятия добра и зла оказываются размыты. Так, например, дети склонны считать человека-паука сугубо положительным героем. Спрашиваешь: «А почему он хороший?», а они отвечают: «Потому что он всех злодеев убивает». Детей стало привлекать в героях агрессивное, а ведь они им подражают. Недавно одна бабушка делилась на консультации, как ее внук оказался под таким сильным впечатлением от образа человека-паука, что она в самый последний момент удержала его от «полета» из окна. Ребенок искренне полагал, что облачившись в приобретенный в магазине плащ человека-паука, он будет способен летать как полюбившийся киногерой.

А.Ш.: В отношении дошкольников мы настоятельно рекомендуем родителям отдавать предпочтение не агрессивной видео-продукции, которая буквально оккупирует зрителя, а аудио-сказкам и историям, стимулирующим у детей воображение и размышления. А еще лучше – читать книжки вслух!

Но, по сути, вопрос в том, чем наполнен жизненный мир ребенка помимо мультфильма, что происходит до и после его просмотра? С точки зрения развития и воспитания детей очень важно, чтобы просмотренный или прослушанный материал стал поводом для обсуждения родителя и ребенка. У ребенка в нормальном состоянии есть потребность в таком обсуждении, в совместном переживании и осмыслении истории. Здесь решающее положение должно занимать общение, а не просмотр фильмов. Если этого не делать, постепенно произойдет подмена потребности в общении суррогатными развлечениями. А это уже шаг к формированию зависимости.

Роль родителей

Ф.С.: Насколько понимают эту проблему родители, приходящие к вам за консультацией? Каковы наиболее распространенные ошибки родителей в подобных ситуациях?

А.Ш.: В консультативной практике мы сталкиваемся с двумя типами ситуаций. Сначала это попустительское отношение со стороны родителей, когда они не придают значения страстному увлечению ребенка или, более того, используют компьютерные игры или технические новинки в качестве поощрения, например, за хорошие оценки в школе. Позднее, когда незаметно утрачивается контроль над ситуацией, растерянные родители признаются в своем бессилии перед зависимым поведением ребенка.

Ф.С.: Какое влияние могут оказать компьютерные игры на детей? Что мешает родителям понять, насколько компьютерные игры и развитие ребенка несовместимы?

Н.Х.: В нашей культуре приоритетом воспитания всегда было чувство общности. Компьютерные игры, которые стремительно затягивают в виртуальный мир пустоты – это один из выверенных проектов изничтожения в людях сочувствия, взаимопомощи, солидарности, любви, всего того, что является самым главным и ценным в человеческих отношениях.

Беспорядочное блуждание в интернет-сетях замусоривает интеллектуальную сферу ребенка избыточной и бесполезной информацией, которая возбуждает в нем нездоровое любопытство, заглушая при этом здоровый познавательный интерес.

Этому способствуют и ошибки родителей: с одной стороны, отчуждение от ребенка под самыми благовидными предлогами, с другой – подмена общения и воспитания развлечениями, поощрение в нем потребительских установок. Взрослым часто не хватает в отношениях с ребенком спокойной доброжелательности и доброжелательной строгости. Они колеблются в крайностях: то упрекая ребенка, то заискивая перед ним. В результате у ребенка формируется неустойчивая самооценка при завышенных амбициях. Так зарождается и зреет эгоцентризм – как защитная реакция, постепенно перерастающая во внутреннюю установку.

А.Ш.: В последние годы мы наблюдаем у детей всплеск аномального эгоцентризма. Аномальный эгоцентризм – это серьезное духовно-психологическое отклонение. Нормальное личностное развитие предполагает преодоление человеком своего эгоцентризма. Оно связано с развитием способности к децентрации, любви, терпимости и самоотдаче. Если дошкольникам еще свойственен нормативный эгоцентризм, когда в силу особенностей детского сознания ребенок ощущает себя центром вселенной, то ближе к подростковому возрасту в норме он теснится более зрелой мотивацией, его место занимает умение соотносить свои поступки с интересами других людей, готовность проявлять участие и оказывать помощь.

Аномальный эгоцентризм – это деформация личности, когда человек остается невосприимчивым к заботам и нуждам окружающих людей и полагает при этом, что все ему что-то должны. Проявляется в чрезмерном самолюбии и неутолимой потребности самоутверждаться, привычке руководствоваться сугубо личной выгодой, навязывать свою волю и свои интересы окружающим, в стремлении добиваться желаемого во что бы то ни стало, бесчувственном отношении к другим, безнравственном характере поступков (за счет других, в ущерб другим, против других) и умении подвести под них мировоззренческую основу, отрицании чувства долга и моральной ответственности.

Н.Х.: Уход в виртуальность связан с отчуждением от повседневного труда. Ребенку важно своевременно привить обыкновенные волевые навыки: «встал – убрал кровать, поел – вымыл посуду». Полезные привычки следует формировать при каждом удобном случае, тем более что дети охотно откликаются на это. А взрослые предпочитают делать это за детей, потому что так быстрее и удобнее. Получается «чем бы дитя ни тешилось…». Но ничто так не расслабляет волю и не дезорганизует личность, как хаотичность, непоследовательность, бессистемность в жизни: что захотел – то и сделал.

Е.К.: Наивно полагать, что ребенок благодаря компьютерным играм может научиться преодолевать препятствия в жизни – в игре препятствия преодолеваются простым нажатием кнопки, в то время как в реальной жизни приходится изрядно потрудиться и интеллектуально, и физически. На занятиях с детьми заметно, что у «игроков» блокировано воображение, они не способны наравне со сверстниками созерцать, размышлять и сопереживать.

К.С.: Компьютерные игры построены на тех же принципах, что и телевизионные сериалы: они создают эффект незаконченного действия, который не дает отвлечься, вызывает пристрастие и перерастает в зависимость.
Но вот переубедить взрослых в бесплодности компьютерных игр бывает непросто. Например, спрашиваешь родителя «что из того, что Ваш ребенок почерпнул в компьютере, он перенес в свою реальную жизнь?», а в ответ возникает недоумение и ступор, потому что ответить бывает нечего.

Е.К.: Часто детей либо поощряют компьютерными играми, либо наказывают временным отлучением от них, тем самым придавая игре в глазах ребенка ещё большую ценность. Так прививается ненасыщаемая тяга к пустым развлечениям, конца и края которым нет. Но душа не терпит пустоты!

Недавно к нам на консультацию пришла молодая женщина с жалобой на компьютерное пристрастие своего малолетнего сына. На вопрос «кто ещё в семье играет, кому ребенок может подражать?», она призналась, что сама не прочь поиграть в игры, да и папа, приходя с работы, после ужина усаживается за компьютер. Данная ситуация не нуждается в комментариях. На консультациях мы систематически сталкиваемся с такими случаями.

Ф.С.: Повлиять на таких родителей видимо непросто, потому что они сами находятся в компьютерной зависимости?

К.С.: Мы проводим семинары для родителей по этой проблематике. Такие встречи, как правило, перерастают в оживленные дискуссии. Взрослые начинают понимать, что ситуация c компьютером и телевизором отнюдь не безобидная.

Если говорить об аспектах безопасности, то допустимый возраст для начала освоения ребенком компьютера составляет восемь-десять лет (чем позднее, тем лучше). В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами в этом возрасте продолжительность занятий ребенка за компьютером должна составлять сорок пять минут в неделю – это три раза в неделю по пятнадцать минут! При этом важно приучить ребенка относиться к компьютеру как к рабочему инструменту, а не воспринимать его как источник наслаждения.

А.Ш.: Примеров из практики мы можем привести много, но важно при этом сделать верные выводы. Проблема формирования зависимого поведения у детей упирается не только в наличие внешних провокаторов, таких, как игры, интернет-сети, рекламные ролики или телесериалы. Это проблема недостатка нормальных образцов поведения в лице родителей. Это проблема ценностной опустошенности человека: и взрослого, и ребенка. Душевные пустоты должны чем-то заполняться, и они заполняются суррогатами. В этом заключается основной источник риска для человека любого возраста в плане возникновения пристрастия к чему-либо: тут можно говорить и о компьютерных играх, и об алкоголизме, и о зависании в социальных сетях.

Замечательный русский композитор Георгий Свиридов говорил: «… возврат к национальным традициям – вот истинная новизна для нашего времени». Необходимым условием современного воспитания является приобщение детей и молодежи к традиционным ценностям, имеющим общенациональную значимость. Непреходящие ценности должны лечь в основу мировосприятия и нравственного самоопределения подрастающего человека. Это ценности особого порядка – те, что не купить и не отнять…

В консультационной практике мы стали часто встречать семьи, внешне благополучные, но замкнутые в себе. Все у них будто бы хорошо, но они сетуют на нарастающие проблемы с ребенком. Дело в том, что в какой-то момент воспитательный потенциал внутри даже самой благополучной семьи исчерпывается. Есть даже такое понятие «эгоизм на двоих», «на троих» и т.п. А детям важно вовремя привить опыт добрых и бескорыстных дел, помочь познать добрую волю, направленную вовне, вкусить радость доброделания.

Современные дети очень нуждаются в недвусмысленных ценностях и личном примере старших. Только примером можно воодушевить ребенка и вовлечь его в хорошее, стоящее дело. Например, взять дочку и помочь пожилой соседке вымыть окна. Или взять сына и починить ей водопроводный кран. Это так просто и одновременно очень сложно. Сложно, потому что в индивидуализированном обществе взаимопомощь перестала быть привычным делом.

Ф.С.: Почему именно за родителями стало дело?

А.Ш.: Семья является для ребенка источником базового жизненного опыта, а родитель – центром ориентации и идентификации ребенка. Личным примером и отношением старшие оказывают глубокое влияние на состояние и развитие младших. Поэтому дело здесь не только в запретах или ограждении ребенка от вредоносных занятий. Если родитель находит в себе мотивацию, время и силы, чтобы проводить больше времени с ребенком, обогащать его жизнь культурным, социальным, практическим опытом, отвечать на его вопросы и подавать пример, то обсуждаемая нами проблема не встает так остро. Увы, сегодня многие родители в первую очередь озабочены материальными благами, а дети предоставлены сами себе, они как бы брошены на заклание искусительным и безжалостным процессам.

К сожалению, мы вынуждены признать, что современная система образования под лозунги «оптимизации» и «модернизации» встала на путь примитивных преобразований, отступившись от самого важного – задач воспитания. Поэтому основная нагрузка по решению воспитательных задач и защите детей от пагубы ложится на семью.

Профилактика

Ф.С.: Что нужно, чтобы уберечь его от этой напасти. Какова профилактика детских зависимостей?

Н.Х.: Само слово «про-филактика» (от слова «филио») означает любовь, устремленную в будущее, вперед. Родительская любовь должна быть тем средством, той влагой, тем солнцем, которые питают, согревают и укрепляют душу ребенка. В семейном воспитании важно деликатное и своевременное приобщение ребенка к традиционным ценностям, которые станут духовным ориентиром на будущую жизнь!

К.С: Важна не только полноценная эмоциональная связь ребенка с родителями, но и опыт совместной деятельности, приобщения к семейно значимым делам, наставничества в практических вопросах. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, в которых родители, отдаваясь ребенку эмоционально, но щадя его в плане тружения, растрачивают родительский авторитет и возможность передать ребенку ценные навыки.

А.Ш.: Обобщая, можно выделить три ключевых аспекта в становлении нормальной человеческой жизни. Во-первых, это все, что связано с общением ребенка, вхождением в пространство человеческих отношений, насыщением их добротой, терпением и любовью. Во-вторых, это все, что связано с деятельностью ребенка, приобщением его к труду – реальному, продуктивному, адресному. В-третих, это все, что связано с переживаниями ребенка, начиная от обычных эмоциональных откликов и возрастая до способности различать доброе и злое, слышать и отвечать на голос своей совести, уметь делать нравственный выбор и принимать осмысленные решения. Последовательное развитие самостоятельности по этим трем направлениям, основанное на приобщении детей к традиционным духовным ценностям, обеспечит необходимый потенциал устойчивости по отношению к разнообразным соблазнам и суррогатам.

Что делать, если недуг сформировался

Ф.С.: Если у ребенка уже появилась зависимость?

А.Ш.: Надо понимать, что предупредить проблему легче, чем ее преодолеть. Здесь результативны не столько запретительные или ограничительные меры, сколько усилия, направленные на ценностное воспитание ребенка, облагораживание его жизненного опыта, одухотворение его внутреннего мира. А вот на этапе пристрастного увлечения, и на этапе уже сформированной зависимости мы вынужденны признать, что наиболее действенным фактором становится родительская воля. Квалифицированный специалист в такой ситуации поможет прояснить суть проблемы, определить пути решения, выработать стратегию родительского поведения и собраться с силами. Но специалист не сможет подменить собой растерявшегося родителя.

Надо понимать, что зависимый ребенок заметно утрачивает способность контролировать себя, управлять собой. Он становится раздражительным вплоть до агрессивности, выражаясь языком духовным – одержимым. Важно научиться различать в ребенке его самого и проявления недуга, обосновавшегося в его душе, уметь выдерживать провокативные выпады со стороны этого недуга. Осознавать, что борьба идет со страстью, с недугом, а не с ребенком.

Зависимые дети, запертые в квартирах, зависшие в играх-стратегиях, замкнутые в себе, перестают переживать обычные человеческие чувства. Их нужно возвращать в осязаемую, реальную жизнь, где есть искренняя радость от общения, от встречи с природой, от познания нового, от добрых и полезных дел.

Преодоление зависимости – это болезненный кризис и испытание не только для ребенка, но и для всей семьи. Тотальная проблема требует кардинальных решений: полумеры здесь не подействуют. Никакие попытки договориться с «игроманом» о сокращении времени пользования компьютером не принесут результата, а скорее обернуться новыми конфликтами. Придется принимать сложные и непопулярные меры, вопреки неудовольствию и сопротивлению ребенка.

Словом, если патологическая зависимость уже сформировалась, то потребуется мудрость, родительская воля и колоссальное терпение!





Возврат к списку