Проблема детской зависимости

Острота вопроса

Как любому приходскому священнику мне постоянно приходится видеть родительские слезы по поводу того, что ребенок теряет себя, теряет друзей, ничего не хочет: ни учиться, ни работать. Не хотелось бы никого пугать, но пользуясь случаем, призываю родителей со всей серьезностью и ответственностью отнестись к этой проблеме, она имеет тенденцию только к обострению и ухудшению.

Обыкновенно за советами по поводу зависимости ребенка, неважно какой именно, люди обращаются поздно – детьми надо заниматься, пока они маленькие. Следует хорошо понимать, что ребенку очень легко попасть в зависимость от любой страсти – у него еще слабо развита воля, нет жизненного опыта. Кроме того, дети гораздо более азартны, чем взрослые, у них очень плохой инстинкт самосохранения и в разы меньше, чем у взрослого, иммунитет к подобным искушениям. К тому же, если мы имеем в виду самую распространенную – игровую зависимость, то игра особенно присуща детскому возрасту, потому именно этой зависимостью массово заражаются наши дети.

К сожалению, пока официально игровая зависимость заболеванием не признается, хотя врачи и специалисты во всем мире бьют тревогу. Например, исследования ведущего в Великобритании университета «Nottingham Trent University» показали, что 12 % от контрольной группы из 7000 человек имеют признаки зависимости от онлайновых компьютерных игр. Специалисты считают, что игровая зависимость возникает именно из-за онлайн-игр, и соответственно является разновидностью интернет-зависимости. Играми, вызывающими самую сильную зависимость, чаще всего считаются сетевые, особенно MMORPG. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям. В некоторых странах, например, Китае, Северной и Южной Корее уже на государственном уровне занялись этой проблемой. Там создаются медицинские учреждения и программы по лечению и профилактике игровой зависимости. В Англии, на базе реабилитационного центра Broadway Lodge, открыто отделение, специализирующееся на работе с игроманами. Министерство культуры и спорта Южной Кореи разработало специальную программу, призванную бороться с игровой зависимостью, которой страдают более двух миллионов пользователей в стране. В Китае, где согласно аналитическим данным порядка 13 % пользователей сети зависимы от онлайн-игр или Интернета, еще с 2007 года работает летний реабилитационный лагерь. Министерство информации и связи Вьетнама планирует ввести жесткие ограничения — провайдеров и владельцев игровых кафе обяжут заблокировать возможность играть в онлайн-игры с 10 вечера до 8 утра.

А в нашем обществе, пока, к сожалению, отношение к этому весьма и весьма легкомысленное. Родители, если они совсем не пропащие, обычно бьют тревогу, если, например, подросток начинает пить, курить травку, но никакой беды не видят в том, что подросток просиживает сутками за компьютером, мол вырастит, выучится и станет совершенно нормальным человеком. На самом деле это большое заблуждение. В результате внимание на проблему обращается когда ребенок становится уже совершенно не вменяемым. Как правило это происходит в подростковом возрасте, когда с ним тяжелее всего общаться – это возраст протеста, самоутверждения. Если от маленького ребенка они могли бы шнур от компьютера спрятать, и держать всё под контролем, то с подростком это обычно не проходит, он легко может махнуть рукой на все родительские запреты.

Мы живем сейчас в рыночном обществе, которое совершенно не заботится ни о чем, кроме получения прибыли. Выпускаемые компьютерные игры действуют именно по принципу «подсаживания» на зависимость: например, они связаны с каким-нибудь модным фэнтези, предлагают много уровней, чтоб человек бесконечно играл, получая всё новые и новые ощущения от игры, изменяя условия и ассоциируя себя с героями этой игры. Разработчики предлагают в комплекте с игрой пакет программ собственных сценарных уровней игры, создания собственных персонажей и пр. Автор книги, вышедшей в Америке под названием «Не учите ваших детей убивать», военный психолог Дэвид Гроссман, полковник в отставке, профессионал, который обучал курсантов военному делу и знает, что такое смерть и убийство не понаслышке, говорит что компьютерные современные игры ничем не отличаются от тех тренингов, которые были разработаны, чтобы учить солдат преодолевать страх перед убийством на войне. И что эти тренинги попали в руки коммерсантов, которые наводнили ими весь мир, выдав за забаву и игру. Проблема очень большая и надо осознать всю ее серьезность.

Болезнь и ее природа

Буквально сегодня спросил у знакомого священника, в прошлом практикующего врача: «Что говорят на эту тему врачи и официальная медицина?» Он ответил, что медицина в борьбе алкогольной и наркотической зависимостью, в лучшем случае, позволяет добиться лишь устойчивой ремиссии: врачи помогают человеку поправить телесную сторону, очищая его организм от присутствия психотропных препаратов, но вылечить сам недуг они не способны. А на самом деле речь идет о болезни духовной, и если человек не борется с этой страстью, не лечит свою душу духовными средствами, то очень скоро эта страсть нападает на него с новыми силами. Так обстоит дело с любой другой страстью. Только в случае алкоголизма и наркомании присутствует психо-физическая зависимость химической природы, когда человек без определенных препаратов уже плохо чувствует себя не только душевно, но и физически, а новые зависимости являются психологическими – человек зависит от душевных ощущений, эмоций. Хотя наши духовная, телесная и душевная природы тесно переплетены и влияют друг на друга, все же думается, что обсуждаемая нами зависимость даже более духовная, чем физическая, и в этом её главная опасность! Здесь человек не испытывает неприятных физических ощущений, как например в варианте с алкоголем и наркотиками, которые могут заставить его бороться с болезнью – ведь кроме близорукости и бессонных ночей, в целом они приятны.

Если ребенок «подсел» на игру или интернет, и особенно в переходном возрасте, вытащить его будет очень тяжело. Известен случай, как в 2005 году китайская девочка от многосуточной игры просто умерла от истощения и обезвоживания. Известен случай в России, как молодая пара, много часов проиграв в компьютерную игру, нашла замерзшим своего маленького ребенка, которого забыла на балконе. Видите, насколько человек может забыть о своей ответственности. Наркотики, коим может стать и компьютер, человека лишают разума, ответственности и чувства долга.

Причины и факторы

Для многих детей вход в Интернет-среду является одним из способов приспособления к этому жестокому миру, а нередко и бегством, уходом от реальности, когда в реальной жизни им не удается адаптироваться, когда у них плохо с общением, когда нет друзей, и вообще плохо в душе. Если говорить в общем, любая зависимость для человека это уход в несуществующий виртуальный мир, где ему комфортно и где не существует проблем.

Дети, страдающие компьютерной зависимостью наверняка испытывают чувство одиночества, недостаток внимания и взаимопонимания со стороны близких людей, в первую очередь, родителей. А нередко родители сами усаживают ребенка за компьютер ещё с дошкольного возраста, так они компенсируют недостаток общения со своим ребенком: чтобы ребенок не мешал, не приставал с расспросами – его гораздо легче посадить у компьютера, телевизора, включить какую-то занимательную игру. Многие даже не чувствуют риска, которому подвергают своего ребенка. Специалисты предупреждают, что компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: в среднем требуется не более полугода-года для становления компьютерной зависимости. Один прихожанин жаловался мне, как его сын ничего, кроме компьютера не хочет. В разговоре выяснилось, что он тоже не может жить без компьютера. Очень важно самому не увлекаться этим! Дети в основном все перенимают от нас.

Как создать иммунитет

Первая и главная причина детских зависимостей – это проблема общения с родителями. Всегда им советую: «Не надо на этом экономить время, надо общаться с ребенком, никакой компьютер вас не заменит. Выйдите с ним на улицу, съездите на великах куда-нибудь, пообщайтесь, поиграйте в футбол, почитайте интересную книгу, даже посмотрите фильм, обсудите все это - словом, будьте своему ребенку старшим другом!»

Чтобы ребенок не оказался в зависимости, этим вопросом нужно задаваться пока ребенок маленький. Например, мои дети вообще в никакие игры не играют, даже в телефонные. Мы стараемся покупать такие телефоны, где вообще игр нет, или они очень примитивные, хотя с компьютером они все-таки общаются, поскольку в школе у них есть уроки информатики. Я убежден, что чем позже познакомится человек с телевизором и компьютером, тем сильнее у него будет иммунитет против всякого рода зависимостей.

Очень правильно поступают администрации некоторых школ и гимназий, а я знаю, что такие есть, где при входе у школьников отбирают телефон – это делается для того, чтобы они не играли в них на уроках. Кроме того, считаю, если нет возможности полностью оградить ребенка от компьютера и компьютерных игр, нужно ребенка во время и правильно познакомить компьютером как с техническим инструментом.
Вполне возможно изначально простроить с ребенком правильные приоритеты в этом вопросе: можно научить на компьютере работать, показать, как он удобен для работы, какие интересные вещи можно с его помощью делать: проектировать, чертить, рисовать, печатать, редактировать, пользоваться специальными программами, например, фотошопом.
Задача родителей – не жалеть времени и сил, чтобы всё это пустить в нормальное русло, тогда игры станут менее опасны для ребенка.

Что делать, если ребенок зависим?

Тут важна врачебная помощь – надо найти хорошего психолога, психотерапевта, или даже психиатра. Родителям необходимо проанализировать, где был потерян контакт с ребенком, почему он отдалился от них, почему ищет поддержки виртуальных друзей извне. И понять, поддержать ребенка – он ждет поддержки в первую очередь от нас, родителей, самых близких ему людей!
Кроме того, когда ребенок заболел, без ограничений не обойтись, и здесь потребуются родительская терпеливость, любовь, требовательность, последовательность и настойчивость в действиях. Только нельзя чего-то запрещать, не предлагая ничего взамен, это закон любого воспитания, иначе отчуждение будет только расти. Досуг ребенка должен быть заполнен всевозможными полезными занятиями: музыкой, рисованием, спортом, кружками и прочим. Сейчас таких возможностей много, в том числе и для семей с малым достатком. В каждом районе есть бесплатные государственные студии, дома детского творчества. Главное, выводить ребенка в реальное жизненное пространство, где есть общение с природой, друзьями, это может быть в походах, или в выходные дни, которые родители проводят с детьми: работают ли с ними на даче, или на тех же велосипедах ездят, рыбачат, купаются, или музей, в цирк, театр и т. д. Так родители становятся, с одной стороны, ближе к своим детям, а с другой – ребенка отвлекают от этой пагубной страсти.

Ребенок должен чувствовать родительскую заботу, любовь, желание ему помочь. А если речь идет о подростке, с ним необходимо разговаривать аргументировано, обладая нужной информацией. Не просто сказать: «Ты знаешь, это плохо, это грех, это бесовщина», а разговаривать с ним как взрослый со взрослым, а не по принципу: «я начальник – ты дурак, должен меня слушаться». Дети особенно слушаются родителя, когда видят в нем человека знающего, любящего, авторитетного, который может обосновывать свои соображения.
И конечно, очень важно донести до ребенка, что тот должен жить по правилам, принятым в семье, что компьютер, телевизор в такое-то время в таком-то количестве и т.п.

Чем дальше мы говорим об этой проблеме, тем яснее становится, что детские зависимости – это скорее проблема родителей, а не их детей. Потому что задача родителя – следить за духовным и физическим здоровьем детей. В ситуации, например, когда маленький ребенок выпадает из окна, под суд отдают родителей, конечно там учитывается и допущенная халатность, и случайности – но всё равно будет разбирательство и мало родителям не покажется. До совершеннолетия ребенка ответственность за него несут родители даже по закону уголовного кодекса, не говоря о духовной ответственности. Задача и ответственность, которая лежит на родителях – до определенного возраста подготовить ребенка к взрослой жизни, следить за кругом его общения, следить за тем, какие он фильмы смотрит, какие книги читает, что-то запрещать. Ведь есть вещи неизбежные, которые не нужно драматизировать, и вещи недопустимые совершенно, словом создавать ему нормальную среду обитания!
Но надо сказать, что жизнь в простые схемы и рамки не укладывается, мы знаем, как даже в семье святых дети оступались. Почему? Потому что не только родители влияют на ребенка, какими бы они не были семи пядей во лбу, благочестивыми и верующими, а окружающий мир очень сильно влияют на него – есть вещи, от нас не зависящие. Можно всячески ограждать ребенка, следить за ним, создать ему безопасность какую-то, но всё равно он может какой-то момент упустить. Например, где-нибудь на улице его может сбить машина, врежется пьяный водитель в остановку, виноват будет водитель, а не родители. Так и здесь, мы должны постоянно молиться за ребенка – у ребенка воцерковленного, который знает, что такое хорошо и что такое плохо, естественно, будет гораздо меньше шансов попасть в эту проблему. Надо делать всё, что от нас зависит и будет – что будет!

Ещё один очень важный момент – учите детей работать. Это прекрасный способ загрузить ребенка и очень хорошая подготовка к жизни, но это надо сделать так, чтобы он находил радость в труде, а не воспринимал его как какую-то каторгу. Я знаю примеры, когда даже весьма состоятельные люди, устраивали детей–подростков на несложную работу, чтобы они могли сами заработать себе на игрушки и развлечения. Так и времени на компьютерные игры меньше останется, и ребенок начинает ценить вещи и заработанные деньги.

Всё, о чем мы говорили, конечно, работает, однако, легко говорить, но не так легко выполнить. По словам Амвросия Оптинского «учить — это камни с колокольни бросать, а исполнять — камни на колокольню таскать». Естественно, чтобы всё это сделать, нужно очень серьезно потрудиться. Думаю, что в этом труде родители всё-таки смогут для себя увидеть очень много важного и интересного, наградой им будет хороший контакт с детьми и радость от общения с ними. Когда ты общаешься с ребенком, у тебя появляются новые темы, на которые ты можешь говорить, при этом ты сам обогащаешься: чтобы ребенку что-то сказать, нужно находить какую-то информацию, ведь дети задают вопросы подчас очень серьёзные.

Беседовала Савельева Фарида





Возврат к списку